Профессия полиграфолог: Как делают бизнес на чужом вранье
Главная  /   С чего начать?  /   Рынок труда  /   Профессия полиграфолог: Как делают бизнес на чужом вранье
Хотите быть в курсе того, что происходит на рынке труда? Первыми узнавать о нововведениях законодательстве? Обо всем этом, а также о том, какие профессии востребованы, а  каких специалистов  сегодняшний день – переизбыток, можно прочитать в этом разделе.
Фото: topnews24.ru
Профессия полиграфолог: Как делают бизнес на чужом вранье
21.06.2010
Украина вырвалась на третье место в мире по закупкам детекторов лжи. Это произошло из-за возросшего интереса к использованию полиграфа отечественными компаниями. «Со второй половины 2008 года произошел резкий рост количества проверок на полиграфе. В 2009-м количество тестов уже увеличилось в 3-4 раза, порой мы даже не успевали принимать заказы и отказывались от клиентов. Сейчас мы проводим по 10 тестов в день», — рассказывает полиграфолог компании «Альфа Консалтинг» Ольга Конотопец.

В отечественных компаниях детекторы лжи  используют в трех случаях: при найме на работу нового сотрудника, для вычисления злоумышленника и  плановой проверки.

Чаще всего детекторы лжи используются компаниями при найме на работу нового сотрудника. Цель тестирования — выяснить, не имеет ли кандидат судимостей, психических расстройств, не употребляет ли наркотики и т.п. «Отечественные компании начали перенимать европейский опыт и поняли, что проще проверить человека до принятия на работу, нежели потом увольнять, особенно если это касается должностей, связанных с деньгами», — поясняет полиграфолог Центра детекции лжи «Аверс» Виталия Шевченко.

Также полиграф применяют в случае краж, для того чтобы вычислить грабителя. В период «эпидемии гриппа» в Украине одна крупная фармацевтическая компания была вынуждена прибегнуть к услугам полиграфолога. «Эксперта по лжи» пригласили, после того как со склада компании исчезло большое количество медикаментов. «Подозревали тогда всех: и менеджеров, и работников склада. В ходе проверки нашли виновного, и всем стало легче жить», — рассказывает сотрудница компании, также проходившая тест на детекторе. Со временем раскрылось еще несколько материальных краж, в результате нарушителей уволили.

В-третьих, организации проводят проверку своих сотрудников «для профилактики», это так называемые плановые проверки. С помощью детектора лжи руководитель может выяснить, не планирует ли сотрудник уходить к конкурентам, не занимаются ли его подчиненные саботажем и другой противозаконной, разрушительной деятельностью.

Плановые проверки среди персонала, осуществляемые с помощью полиграфов, позволяют минимизировать кадровые, а следовательно, и финансовые риски компании. В некоторых случаях кражи и нарушения снижаются на 80-100%. «Мы уже несколько лет сотрудничаем с одной полиграфологической службой и в результате регулярных проверок у нас на 90% сократилось количество краж на рабочем месте», — рассказывает менеджер одного из банков. По его словам, проверки дисциплинируют сотрудников и пресекают любые попытки противоправных действий. И ежегодно полиграф позволяет сохранить материальных средств на сумму, превышающую 20% оборота компании.

Как правило, тестируют не всех сотрудников компании, а только работников финансовых, коммерческих служб и топ-менеджмент. В основном к услугам полиграфологов прибегают крупные финансовые структуры, банки, строительные фирмы, сети супермаркетов и т.д. Но эти факты они стараются не афишировать из-за неоднозначного отношения в обществе к таким методам рекрутинга. «Мы предоставляли услуги местным нефтегазодобывающим компаниям и представительствам английских нефтяных компаний. За год у нас в два раза увеличилось число запросов на проверку персонала», — отмечает гендиректор ассоциации охранных фирм «Паладин» Владислав Шкарлат.   

Плата за правду

Тест на полиграфе — удовольствие не из дешевых. Цены стартуют от $100. Верхней планки чаще всего у компаний нет. Однако у многих компаний официальный максимум — $10 тыс. 

Все компании работают при условии 100%-ной предоплаты. «Бывают случаи, когда отказываются от теста», — отмечает Виталий Шевченко.

В основном потенциальные сотрудники редко отказываются от прохождения теста на детекторе лжи. Зачастую первый этап собеседования проходит в общепринятых рамках, с одним из руководителей компании, после его успешного прохождения клиента просят пройти второй этап, на котором его уже ждет полиграф. «Я проходил собеседование в компанию, которая работает в сфере мобильных услуг. После собеседования предложили пройти детектор лжи. Я приехал в специально оборудованный офис, к пальцам подключили пару датчиков, задали около 15-20 вопросов различной тематики, от предыдущих мест работы до причастия к криминалу», — делится впечатлениями совладелец футбольного клуба ФК «Печерск» Никита Майхровский, в свое время проходивший тест на детекторе лжи на предыдущем месте работы. По статистике, на тест соглашается около 80% кандидатов на работу.

Сами себе детекторы

Многие компании нередко встают перед дилеммой: нанимать стороннюю полиграфологическую фирму или же оснастить свою собственную службу безопасности такими аппаратами. Понятно, что если компания небольшая, вопрос о собственном полиграфологе не стоит. А вот компании с месячным оборотом более $100 тыс., отмечают эксперты, или же с большой текучестью кадров о собственной службе задуматься стоит. Желающему купить полиграф это не составит никакой сложности. На украинском рынке работает до 10 компаний, которые занимаются продажей аппаратов производства США и России. «В Украине хотели наладить производство детекторов лжи, но так ничего и не получилось. Приходится закупать», — говорит президент ассоциации Международной лиги полиграфологов Андрей Волык.

Полиграфы российского производства можно купить за $3 тыс., американские обойдутся уже в $10 тыс. В компании «Полиграфтест», которая специализируется на продаже детекторов лжи, отмечают резкий скачок продаж техники. «В 2009 году продажи у нас увеличились на 40%. Если в 2008 году мы продали 35 полиграфов, то в 2009-м — уже 65. Причем отмечается тенденция к продаже более дорогих, имиджевых моделей», — рассказывает директор компании Алексей Дубровский. Аппараты в основном покупают крупные компании, которым нужно проводить аудит персонала, охранные агентства, а также частные лица, которые хотят заняться этим бизнесом. «Купить полиграф — полбеды, найти хорошего специалиста намного сложнее. В Украине таких можно по пальцам перечесть. И в этом проблема развития данного рынка», — отмечает Владислав Шкарлат.

Еще одной проблемой, которая тормозит развитие рынка, является отсутствие в Украине соответствующего законодательства. Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны гарантирует Конституция. Следовательно, каждый имеет право сообщать о себе только те сведения, которые считает необходимыми. Работодатель же, в свою очередь, не прописывает в трудовом договоре условия о проверке на детекторе лжи. Однако письменного согласия работника для придания законности этой процедуре вполне достаточно. Законно использовать полиграф могут только службы МВД и СБУ. «Если будет нормальная законодательная база, то этим бизнесом станет очень выгодно заниматься, а на данный момент это пока перспектива», — резюмирует Шевченко.

СТОИМОСТЬ ПРОВЕРОК НА ПОЛИГРАФЕ, $ за человека

Проверка нанимаемого на работу персонала

100-500

Проверка работающего персонала

100-500

Проверка частных лиц (ревность, измена)

500-10000

Проверка в ходе служебных расследований

150-10000

Абонентское обслуживание

цена договорная

Данные компании «Арго-А»

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ ХИЩЕНИЙ В КОМПАНИЯХ

Закупки

- Завышение цен для получения «откатов» от продавцов- Манипулирование качеством и объемом закупок Использование служебных ресурсов (транспортных, канцелярских и пр.) в личных целях

Производство

- Вынос готовой продукции- «Левые» поставки неучтенной продукции- Хищение сырья, материалов, запчастей

Реализация

- Махинации с объемами продаж- Использование инсайдерской информации- Занижение цен для получения откатов от покупателей

Маркетинг и реклама

- Теневые договоренности с предприятиями-рекламоносителями- Использование инсайдерской информации- Манипулирование ценами и ставками на рекламу

Управление и контроль

- Вывод активов в «карманные» фирмы- Продажа инсайдерской информации конкурентам- Заключение необоснованных контрактов и увод наличных денег- Манипулирование отчетностью

Источник: Дело
Все права защищены © 2011
Обратная связь
Работа от лучших работодателей